Предлагаю прочесть синопсис (пересказ) статьи профессионального психолога,
где экспериментально подтверждается влияние цвета в одежде на впечатление
о человеке. Эта статья научно доказывает, что цветовое восприятие действительно
оказывает психологическое воздействие, и мы подсознательно приписываем
человеку те черты, которые у нас ассоциируются цветом его одежды.
Синопсис статьи
Цветовая самопрезентация в одежде и имидж психолога
Чеботарёва Е.Ю., психолог, РГСУ
Визуальная психодиагностика личности
в практической деятельности психолога. Сб. научн. Статей /Под ред.
Д.психол.н. Е.А.Петровой – М.:РИЦ АИМ, 2007.-131
Проблема самопрезентации с помощью цвета одежды в профессии еще недостаточно
изучена. Она многогранна и заслуживает к себе внимания.
На базе Российского Государственного Социального Университета (РГСУ)
было проведено психологическое исследование. Задачей его было выяснить,
как цвет в одежде влияет на процесс общения с клиентом. Для этого исследования
была разработана специальная методика под названием «Исследование влияния
цветового сочетания в одежде на формирование впечатления о человеке».
За основу в этой методике взяли работы Фрилинга Г. И Ауэра К., которые
занимались изучением цветового восприятия и воздействия цветовых сочетаний
на подсознание человека.
В этой работе авторы использовали цветовые сочетания не только из работ
Фрилинга Г. И Ауэра К., но и адаптированные собственные цветовые сочетания.
Методика имела цель выявить, «как с помощью определенного цвета в одежде
психолог может презентовать себя, и каким образом он может влиять на
психологическое состояние клиента в процессе консультирования».
Были разработаны изображения мужчины и женщины в костюмах 10-ти разных
цветовых сочетаний.
- светло-серый и белый
- темно-коричневый и охра
- бежевый и светло-желтый
- желтый и белый
- голубой и белый
- темно-синий и синий
- тесно-серый и синий
- темно-красный и белый
- средне-серый и светло-розовый
- черный и белый
Лица мужчины и женщины были выполнены в черно-белом варианте и не выражали
никаких эмоций.
Испытание состояло из 4-х вопросов. В первом вопросе предлагалось из
30-ти представленных личностных характеристик выбрать те, которые соответствуют,
по их мнению, мужчине и женщине, изображенным на карточках.
Во втором вопросе испытуемым предлагалось описать качества, которые,
по их мнению, присущи мужчине и женщине, изображенным на карточках.
В третьем вопросе предлагалось выбрать то вариант изображения человека,
с кем было бы приятно общаться.
В четвертом вопросе предлагалось выбрать вариант, который, по их мнению,
соответствует имиджу психолога.
Из анализа результатов была «подтверждена информация о том, что цвет
в одежде непосредственно воздействует на бессознательные структуры человека,
способствует формированию определенного впечатления о носителе одежды
конкретного цветового сочетания, влияет на психологическое состояние
окружающих людей».
Было выявлено, что имиджу психолога больше соответствует сочетание темно-синего
и белого. Эта цветовая гамма вызывает ощущение стабильности и спокойствия
и располагает на серьезный разговор.
Цветовое сочетание бежевый и светло-желтый вызывает чувство спокойствия,
комфорта, дружелюбия и открытости.
Сочетание светло-серого и светло-розового приятно
для восприятия, вызывает положительные эмоции.
Категорически отвергается испытуемыми, как не соответствующее имиджу
психолога, сочетание черного и белого. Это сочетание вызывает ощущение
строгости, напряжения, подавленности и тяжести. Людям, одетым в одежду
с такой цветовой гаммой приписывались такие качества: авторитарность,
строгость, консервативность.
Отвергалось для психологов и сочетание светло-серого с белым. Такое
сочетание делает психолога эмоционально невыразительным, отстраненным
и замкнутым.
В одежде психолога, по мнению большинства испытуемых, наиболее соответствующим
этой профессии оказались оттенки светлой теплой цветовой гаммы, такие
как: бежевый, кремовый, песочный, которые располагают, расслабляют и
создают эффект тепла и спокойствия. Темные цвета в одежде являются проекциями
негативных психологических состояний.
|