Верхняя
зона представлена буквами, имеющими середину и верх (b, d, f, h, k, l, и t).
Верхняя зона представляет интеллектуальную и сознательную сферу интеллекта
автора. Здесь графолог может 'видеть', как автор мыслит, какое у него воображение, гордость, этические
положения, амбиции и духовность. Также многими
графологами описывается как фрейдовское Суперэго, умственные способности.
Понятия Фрейда вошли в психологию и графологию. Точки над i, перекладина в t – неотъемлемая часть верхней зоны и
анализ этих знаков важен для определения духовной стороны человека. Верхняя
зона иногда простирается более чем необходимо (выше "нормального" размера), и эту область называют стратосферой. Когда почерк смещается в эту
область, устремления человека смещены в сферу фантазий, творческий потенциал реализуется
в мечтах и иллюзиях. А также автору неподвластен логический контроль своих
порывов.
Средняя
зона сформирована главным образом строчными буквами: a, c, e, я, м, n, o,
r, s, u, w, v, x, но все буквы алфавита так или иначе находятся в зоне середины,
то есть они размещены полностью или частично в ней.
Средняя
зона является местом реальности, каждодневной деятельности. Это - здесь и сейчас,
немедленно, эмоциональное, практическое, так же как социальное выражение эго.
Нижняя зона - последняя
зона и создана буквами: f, g,
j, p, q, y. Буква ‘f’ - единственная буква латиницы, которая располагается во
всех трех зонах. Нижняя зона - зона
биологических потребностей. Здесь живут инстинкты, потребности, физическая деятельность, сексуальные
стремления и финансовые и/или
материалистические интересы человека.
Эту
зону, как вышеупомянутые два, можно также назвать следующим: тело, живот и ноги.
Зона ниже нормальной нижней зоны называют глубиной, это сфера фрейдовского
подсознательного, царство амбиций и выживания. Здесь в подсознании лежат мощные
силы, и они ищут выход в эротических фантазиях, антиобщественных действиях и
регрессивных жестах.
Как
упомянуто выше, зоны должны быть уравновешены, чтобы осуществить баланс сфер в
пределах индивидуальности. Есть нормативное соотношение размера зон, которое должно
соблюдаться, но не слишком строго, поскольку приветствуется легкое естественное
разнообразие в пределах личности.
Это
соотношение такое: [1: 3: 2.5: 4.5], что означает [средняя зона: сумма средней
и верхней зон: сумма средней и нижней зон: сумма всех зон]. Или иначе [1:2:1.5:4.5],
если рассматривать отношение зон в чистом виде. Первый способ представления
более удобен при измерениях конкретного почерка.
Рассмотрим
пример. Первый вариант представления:[3:9:7,5:12,5]. Если принять среднюю зону
3 мм
, тогда верхняя зона
вместе со средней зоной будет
9
мм
, нижняя зона вместе со средней зоной –7,5 мм, а в
сумме высота всей буквы будет 12,5 мм. Иначе говоря, соотношение чистых зон без
включения средней зоны будет:[1:2:1,5:4,5].
Это
отношение - эталон, используемый графологами в анализе. Небольшие
отклонения можно игнорировать. При измерениях конкретного почерка всегда встречаются
вариации размеров. Как относиться к этим вариациям? У графологов есть такое правило:
если вариации настолько малы, что заметны только с использованием лупы, то
такие вариации игнорируются. Из всех измерений вычисляется среднее значение, и
размер считается постоянным. Однако если вариации становятся заметны
невооруженным глазом, то вычисленный средний размер считается изменчивым и
степень изменчивости следует учитывать в итоговом анализе.
Каждая зона должна быть измерена в
относительных единицах и оценена степень постоянства-изменчивости зоны. Во всех
странах дети учатся
писать по некоторой эталонной прописи. В каждой стране прописи имеют различия, например
различия в наклонах, размере эталонного почерка, размеров отступов от края
бумаги. Эти различия должны быть учтены и приняты во внимание при анализе. Однако
соотношение зон во всех странах одинаково и этот факт позволяет аналитику использовать
его как универсальный закон.
Зоны
отвечают различным областям функционирования индивидуальности. Если есть
несоответствие в любой из зон (больший или меньший в отношении) тогда, это особенность,
достойная внимания. Примером преувеличения была бы увеличенная средняя зона.
Если девочка - подросток имеет эту особенность тогда, это приемлемо из-за
самопричастности, естественной для подростков, особенно девочки. Однако если,
это несоответствие присутствует в зрелой женщине или мужчине, то несоответствие
должно быть проанализировано. До какой степени - этот зональный признак
доминирует? Насколько он велик или мал? и т.д. Как оценивать эти доминирующие
зоны? Ответ следует искать в соединении
с другими группами признаков почерка.
Следующая
особенность письма, которая достаточно важна, - беглость или скорость. Об этом
поговорим в следующей главе. |