Глава 4. Беглость и скорость почерка
Беглость почерка
Беглость
почерка является показателем спонтанности и естественности человека. Почерк при этом течет гладко и гармонично. Человек, пишущий бегло, обладает
быстрым умом, сообразителен и
проницателен. Поток мыслей течет легко, связно и естественно. Не беглое
письмо на вид корявое, противоречивое, течет не гладко и не гармонично. В таком
письме присутствуют неожиданные остановки, корявости и дрожание линий. Ход письма как будто повторяет течение мыслей человека. Автор такого письма медленно мыслит, осторожничает, сомневается при
принятии решений, внезапно останавливается, делает попятные движения. Противоречивость письма выдает противоречивость в душе
человека. Беглость письма оценивают на глаз без каких-либо приборов. Это никак
не измеряется и не оценивается при помощи лупы. Кроме беглости, существует еще и
понятие скорости почерка, которая уже поддается количественной оценке и измеряется с помощью набора
признаков.
Скорость почерка
Каждый
человек пишет со скоростью свойственной своей индивидуальности. В
графологической науке найдены критерии, говорящие о быстром и замедленном письме.
Одни признаки почерка увеличивают скорость, а другие – уменьшают.
Графологическое
значение быстрого почерка в том, что человек торопится жить, пытается как можно
быстрее “добраться до будущего”. Он непосрественныей, импульсивный и
мотивированный на действия. В то же время автор быстрого почерка часто не
управляет своими эмоциями и свободен в своих действиях. Автор медленного
почерка в большей степени управляет своими порывами, эмоциональными импульсами.
Он не допускает свободного следования своим эмоциям. Он менее непосредственный и наиболее вероятно
предпочтет окружающую среду, которая поддается управлению, где неожиданность и
спонтанность редко встречаются.
Чешский
графолог Роберт Содек внес большой вклад в графологию, особенно в области
скорости. Он вычислял качество и тон движения письма и сравнивал с ритмом и
внутренней деятельностью мозга. Он выполнил
много интересных экспериментов и нашел, что высокие буквы, типа f, всегда пишутся быстрее, чем маленькие буквы, типа i. Поэтому маленький почерк медленнее выполняется, чем крупный.
Его эксперименты показали, что есть определенные особенности в почерке, которые
увеличивают скорость письма. Он определил это через обнаружение общих
знаменателей в письменной форме. Эти знаменатели включали диакритические 'i' точки и кресты в
букве ‘t’, беглость письма, правый наклон, подъем опорной линии строки,
связанное письмо, широкий почерк, отсутствие исправлений, живые окончания и
сильные удары, отсутствие изменчивости. Приведенная
ниже таблица дает информацию о факторах скорости письма.
Следующее
- особенности письма могут быть выдвинуты на первый план при оценке скорости.
Характеристики
для быстрого почерка |
Характеристики
для медленного почерка |
Кривые
линии - Любая кривая в почерке намного быстрее пишется, чем угол. Кривая линия учитывается как в
округлости букв, как таковых, так и в соединительной форме между
буквами: гирлянда или аркада. |
Угловатые
линии |
Высокие
Буквы – Вытянутые буквы по вертикали пишутся быстрее, чем мелкие буквы.
Высокая буква требует меньше внимания при написании. |
Низкие буквы требуют
большей концентрации внимания и точности, увеличивая, тем самым, время на её
написание. |
Правый
Наклон - Этот наклон определенно легче для руки, поскольку правое движение
более естественно. |
Левый наклон или
вертикальный. |
Чередующиеся
тяжелые и легкие штрихи (регулярное чередование)- чередование нажима в линиях
связано с чередованием напряжения и расслабления мышц руки. Если есть
чередование, то рука движется быстрее. |
Отсутствие
чередования нажима, когда рука постоянно напряжена, замедляет скорость
письма. Также и нерегулярное, хаотичное чередование, не способствует
быстрому письму. |
Хорошие
соединения и непрерывное письмо - чем более плавно и связанно письмо, тем
меньше трудоемкость письма, что также увеличивает скорость. |
Раздельное
письмо |
Окончания
букв и слов направлены вправо (прогрессивные линии) – правые направления
текут более естественно и очевидно
более быстрые. |
Регрессивные линии – окончания букв и слов, направленные
влево или вниз вызывают затруднения в
письме. |
Широкое
письмо – широкие буквы и интервалы между букв и слов свидетельство более легкого письма. |
Узкое
письмо. Чем более узкие буквы и
горизонтальные интервалы, тем больше
контроля и медленнее письмо. |
Гирлянда
- это соединительная форма между буквами, которая является более свободной,
чем углы и аркады. |
Углы
и аркады требуют больше контроля для выписывания. |
Нить - это самая быстрая соединительная форма. Слова в этом случае могут
быть плохо читаемы и различимы только в контексте. |
Стандартная форма письма, сходная со
школьной формой. |
Точки над Ё отсутствуют. |
Точки над Ё имеются – написание точек прерывает поток письма, что уменьшает
скорость. |
Отсутствуют исправления и дополнения
к буквам и штрихам. |
Внесение исправлений и добавочных
штрихов также вредят скорости письма, поскольку автор должен возвратиться к
слову, чтобы что-то исправить или добавить. |
|